Как правильно написать и отправить претензию магазину?
Никто не застрахован от покупки некачественного товара, поэтому каждому нужно знать, как написать претензию магазину и, что не менее важно, нужно знать, куда отправлять претензию. Об этом мы и поговорим, ведь без этих знаний защитить свои права потребителям будет очень трудно.
Как правильно составить претензию?
Желательно, ещё до предъявления продавцу претензии обратиться к нему устно с требованием вернуть деньги за некачественный товар. Если продавец отказывается это делать, тогда составляем претензию.
Закон не устанавливает требований к содержанию претензии. Как правило, в ней указывается:
1) наименование и юридический адрес магазина (адрес места регистрации). Если Вы собираетесь отправлять претензию ещё на электронный адрес магазина, то его тоже указываем;
2) данные покупателя (фамилия, имя, отчество, адрес и номер телефона). Можно ещё указать электронную почту и реквизиты банковского счета, на который стоит перечислять деньги, если Вы требуете возвратить денежные средства;
3) дату покупки;
4) цену товара, которую покупатель уплатил продавцу (смотрим чек, если имеется);
5) описание причин, по которым необходимо произвести возврат товара (Вы должны обосновать, почему товар ненадлежащего качества). Вы должны описать выявленный недостаток и обстоятельства его обнаружения, чтобы к Вам в последующем было меньше вопросов. Если недостатков несколько, то нужно перечислить все;
6) требование о возврате товара в магазин и возвращении Вам денежных средств и срок удовлетворения Вашего требования. Следует указать, что в случае неудовлетворения Ваших требований Вы будете вынуждены обратиться в суд за защитой Ваших прав и взыскать штраф с магазина и неустойку. Если Вы хотите заменить товар на другой или на такой же, но качественный, то пишите требование о замене товара с указанием на какой конкретно товар вы хотите заменить Ваш товар;
7) фамилию, имя, отчество (можно инициалы) покупателя и подпись;
8) дату составления претензии;
9) приложения: документы, которые подтверждают приобретение вещи (кассовый чек, товарный чек и др.).
К претензии в идеальном варианте следует приложить:
1) Копия чека или другого документа, подтверждающего приобретение вещи;
2) Фотографии, на которых видны дефекты товара, видеозаписи.
Важное уточнение: при возврате покупателю не обязательно иметь чек либо иной документ, который подтверждает приобретение вещи. Отсутствие технической документации, коробки или иной упаковки также не является препятствием.
При отсутствии чека можете ссылаться на показания свидетелей и видео с камер наблюдения, установленных в торговой точке.
Теперь определимся, куда нужно отправлять претензию.
Куда нужно отправлять претензию магазину?
Есть несколько вариантов, куда Вы можете направить претензию:
- Вы можете вручить её лично уполномоченному лицу (директору магазина, продавцу). Чтобы на руках осталось подтверждение вручения претензии, нужно изготовить два ее экземпляра: один передается уполномоченному лицу; на другом он проставляет свою подпись (и печать при наличии), и этот экземпляр потребитель оставляет себе.
- Отправление на юридический адрес магазина заказным письмом. Данные магазина могут быть указаны в чеке, полученном после оплаты товара, или в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Лучше использовать адрес, указанный в этом реестре. Именно туда нужно направить претензию, а не по адресу точки, в которой Вы купили товар.
Считается, что если Вы направите претензию не по официальному адресу магазина, то продавец не получит претензию и потому не сможет в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя. А значит, потребитель не сможет взыскать с продавца штраф, неустойку за неудовлетворение требований.
Чтобы найти официальный адрес магазина, на который нужно отправить претензию, ищем в поиске «Поиск юридического лица по ЕГРЮЛ», видим сайт egrul.nalog.ru, нажимаем на него. На сайте указываем ИНН или ОГРН юридического лица, это надежнее, чем искать по наименованию юридического лица. Нажимаем «Получить выписку» (это бесплатно), открываем её и на первой странице видим строчку «Адрес юридического лица». Туда мы и направляем претензию заказным письмом.
Если Вы купили товар в интернет-магазине, тогда отправляем претензию заказным письмом на юридический адрес продавца.
Можно ли отправить претензию в электронном виде?
Можно, но её следует направлять вместе с бумажной претензией, чтобы потом магазин не оправдывал отсутствие ответа на претензию тем, что «указанная электронная почта не действующая, мы её не смотрим» и в таком духе.
Отправил я претензию, а дальше что?
Остается только проверять, не ответил ли продавец на претензию. По общему правилу возвратить уплаченную за товар денежную сумму продавец (изготовитель, импортер) обязан в течение 10 дней со дня предъявления требования, то есть получения претензии (ст. 22 Закона N 2300-1).
Если продавец ответил на претензию и запросил уточняющую информацию или попросил представить товар на экспертизу, то Вы обязаны это сделать, иначе в суде Вы не сможете взыскать штраф с продавца.
Аналогично суды отказывали во взыскании штрафа, если при направлении претензии с требованием о возврате стоимости товара потребитель не указал реквизиты для перечисления денежных средств или указал их неправильно. Ведь продавец просто не мог удовлетворить требования покупателя, потому что переводить деньги некуда.
Если продавец отказывается удовлетворять Вашу претензию, то остается только обращаться в суд.
Итак, теперь Вы знаете, как написать претензию, куда её направить и как реагировать на ответ.
Если Вам нужна консультация или юридическая помощь, то пишите нам в WhatsApp, звоните или оставляйте заявку на сайте.