Судиться за 89 рублей? Мало того, что бессмысленно, так еще и дорого. Но если это дело принципа, то сумма не имеет значения. В ситуации, о которой пойдет речь, мужчина, защищая свои принципы, дошел до Верховного суда РФ.
Суд против озон из-за чайного пакетика.
В начале 2022 года в Иванове один житель решил порадовать себя зеленым чаем «Гринфилд» и нашел его на Озоне всего за 89 ₽. Этот заманчивый аромат и цена заинтриговали его, и он быстро сделал заказ.
Но на следующий день маркетплейс отправил уведомление: заказ отменен, у нас такого чая нет, а деньги Вам возвращены. Не дождавшись своего заказа, покупатель направил жалобу продавцу. Однако и эта попытка не принесла желаемого результата.
Покупатель, желая получить чай за 89 рублей, а не за 200, именно столько он стоил в других магазинах, решил идти до конца и обратился в суд. Он требовал: выполнить заказ с чаем, возместить убытки, а также компенсировать причиненный моральный вред в размере 25 000 рублей и наложить штраф за нарушение прав потребителя. И еще пересмотреть свои внутренние правила, чтобы озон не отменял заказы по своей прихоти.
В суде мужчина утверждал, что он полностью оплатил свой заказ чая и не видит причин отказываться от сделки. По его мнению, “Озон” должен соблюдать условия договора и предоставить товар по установленной цене. Он даже рассчитал, сколько ему должны компенсировать за ожидание – 46 копеек за каждый день задержки.
Со своей стороны “Озон” утверждал, что работал в рамках своих условий продажи. В этих условиях четко указано, что если товара нет в наличии, продавец имеет право отменить заказ.
Первой инстанцией являлся районный суд. Он решил, что мужчина прав, частично, но все же прав. Суд установил, что “Озон” не предоставил доказательства отсутствия товара в наличии. Хотя в условиях продажи “Озона” присутствует пункт о возможности аннулирования заказа по объективным причинам, такой пункт не соответствует законодательству о защите прав потребителей. Как следствие, суд признал этот пункт недействительным.
Однако не все требования мужчины были удовлетворены. Ему были предоставлены лишь 750 ₽ в качестве компенсации. Напомню, чайный пакетик стоил 89 рублей.
Его борьба продолжалась вплоть до Верховного суда. Коллегия по гражданским делам рассмотрела это дело и приняла такое решение, что все были в шоке: и юристы, и судьи, и любители чая.
Судьи Верховного суда решили, что Озон не имел права аннулировать заказ. Отказать в доставке товара после возврата денег покупателю – неправомерно. Мужчина имеет полное право получить свой чай, даже если маркетплейс вернул за него деньги.
В конце концов, дело вернулось на рассмотрение в областной суд (это апелляция). Здесь стороны пришли к соглашению. “Озон” признал свою вину в незаконном отказе от выполнения заказа. Неизвестно, о чем именно договорились маркетплейс с покупателем. Известно лишь, что в качестве компенсации “Озон” обязан по решению суда выплатить мужчине 5000 ₽ компенсации морального вреда и 2500 ₽ потребительского штрафа.
Итоги судебного разбирательства: В итоге мужчина не получил свой чай. Но благодаря судебному разбирательству он получил компенсацию, которая позволит ему насладиться не одной, а многими пачками напитка. Другой вопрос, сколько времени и денег пришлось потратить, чтобы добиться выполнения своих требований.
Чем эта история поучительна?
С юридической точки зрения, она поучительна тем, что продавец не может отказаться от исполнения заказа без Вашего согласия!
Суды неоднократно подчеркивали: технические проблемы или отсутствие товара на складе не являются достаточными основаниями для отказа в исполнении заказа. Продавцы обязаны доказать эти обстоятельства, а не просто утверждать их словами. Покупатель не должен страдать из-за недоразумений или ошибок продавца. И это важный прецедент для всех онлайн-покупок!
А еще эта история показывает, что при желании можно добиться победы даже в таком, казалось бы, мелочном и не сулящим победы споре. Хотя стоит признать, что покупателю очень повезло, ведь до Верховного суда доходит около 1% дел.
Если Вы считаете, что Ваши права нарушены, то за них нужно бороться, но не заниматься этим бездумно. Поэтому если кто-то нарушил Ваши права, то обращайтесь к нам: пишите нам в WhatsApp, звоните или оставляйте заявку на сайте.